Альфред Мирек

Альфред Мартинович Мирек

 

           Альфред Мартинович Мирек — заслуженный деятель искусств Российской Федерации, профессор, доктор искусствоведения, первый из аккордеонистов-баянистов, получивший эту высокую научную степень за открытие нового научно-практического направления в музыкальной науке. Он родился 21 ноября 1922 года в семье Мартина Мирека — инженера-архитектора, известного в России как руководителя строительства многих важных государственных объектов.

В начале 1923 года семья переехала в Одессу, где с 5 лет Альфред стал заниматься на фортепиано с приходящей в дом учительницей. Затем, уже в Москве, в 1930 году был принят Еленой Фабиановной Гнесиной в ее школу, которую окончил в 1937 голу (класс А.А. Чичкина).

В этом же 1937 году его отец Мартин Михайлович Мирек после сдачи строительства Химкинского Северного речного вокзала с отличной оценкой и вручением ему почетного знака, был арестован. По решению «тройки» он был отправлен в концентрационный лагерь №3 (Вишера) вблизи Соликамска, где погиб 25 июля 1942 года в возрасте 54 лет.

С 1938 года Альфред, приобретя профессию электромонтажника, работает на стройках, а по вечерам подрабатывает как пианист-аккомпаниатор.

В 1942 году Альфред Мирек также подвергся репрессии НКВД — содержался в тюрьмах, а затем был направлен в Ужлаг на 7 лет. На работе в болотистых лесных массивах по щиколотку в воде им лично было поставлено 500кб. леса. Через 2 года, в связи с тяжелыми заболеваниями, он «актируется», то есть освобождается досрочно.

С весны 1945 года самостоятельно осваивает аккордеон, выступает солистом и концертмейстером на эстраде и сопровождает постановки в городском театре им. Чернышевского (г. Борисоглебск), в том числе и со своими сочинениями и обработками. Осенью 1946 возвращается в Москву. В 1950 году оканчивает Московское музыкальное педагогическое училище по классу аккордеона (класс В.Г. Горохова). С 1947 года — педагог музыкальной школы и руководитель оркестра аккордеонистов, ставшего Лауреатом конкурса (1958), и выступавшего в заключительном концерте в Колонном зале Дома Союзов. В 1967 году оканчивает Московский институт культуры, факультет баяна-аккордеона, и получает диплом дирижера оркестра. Во время учебы был приглашен на работу в институте по классу аккордеона и баяна.

С 1947 года А. Мирек занимается историей гармоники, собирает старинные инструменты, проводя полевую поисковую работу в различных регионах страны, ведя обширную переписку, разыскивая старых мастеров и их потомков. Было разослано более 4000 писем и к началу 1970-х годов им был собран огромный научный исторический материал: афиши, грамзаписи, фотографии, биографические сведения, а также более двухсот уникальных моделей гармоник, баянов и аккордеонов.

В 1952-56 годах Мирек строит двухэтажный дом-музей в Поселке научных работников (43 км. Софрино). Музей сразу же завоевал признание. Посещение шло по записи, которая велась на два месяца вперед. Кроме групп из музыкальных школ и училищ музей посещали видные ученые и специалисты из различных городов нашей страны и из других стран мира: Румынии, Чехословакии, Болгарии, Германии, Польши, Голландии, и даже из Африки.

В 1968-1971 годах А. Мирек сдает кандидатские экзамены в аспирантуре музыкально-педагогического института им. Гнесиных, а затем аспирантские экзамены в аспирантуре Киевской консерватории, где в 1972 году на Ученом совете успешно защищает диссертацию по истории аккордеона и баяна. В 1973 году Высшая аттестационная комиссия СССР (ВАК СССР) вручила ему диплом Ученой степени кандидата искусствоведения. Это была первая ученая степень, присвоенная в нашей стране по этой теме.

С 1947 года публикуются его статьи в газетах и журналах, касающиеся истории и методики игры на аккордеоне и баяне. В 1958 году ему присуждено звание лауреата Московского конкурса (в рамках фестиваля) за выступления со своим ансамблем аккордеонистов и диплом 2-й степени. В 1962 году выходит из печати его «Самоучитель игры на аккордеоне», а затем «Школа игры на аккордеоне», которые переиздавались ежегодно тиражом по 100 тыс. экземпляров (в 1968 году, а затем в 1982 году им написаны новые варианты этих учебников). Всего разошлось около 4 млн. экземпляров.

В 1967 году издается книга «Из истории аккордеона и баяна», а в 1968 году «Справочник по гармоникам». С 1955 года выходит целая серия сборников, хрестоматий, более ста переложений для аккордеона и баяна. В 1969 году издается методическая разработка «Баян», а в 1972 году — «Основы постановки аккордеониста» (на укр. яз.), в 1972 году — первый «Самоучитель игры на мелодике», по которому впервые стало возможным организация ансамблей игры на мелодиках в общеобразовательных школах, (к этому времени большой опыт таких ансамблей и оркестров был накоплен в Германии и Чехословакии). В 1979 г. выходит книга «И звучит гармоника», являющаяся частью основных положений докторской диссертации. К 1995 г. издано около 200 статей, из них 20 опубликовано за рубежом (во Франции, Польше, Швеции, Японии, Дании, Чехословакии, Голландии, Финляндии).

А. Мирек преподавал в музыкальной школе (1947-1965), Всесоюзном заочном университете искусств (1950 — 1960), институте культуры (1963 — 1966), музыкальном училище(1966- 1970). Он — организатор, с 1969года — директор Всероссийских курсов повышения квалификации работников культуры и искусств. С 1973 — директор Московского областного музыкального училища.

В 1975 году А. Мирек по конкурсу проходит на должность старшего научного сотрудника в Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии и по направлению Министерства культуры РСФСР в докторантуру, где готовит фундаментальную научную работу «История гармонно-баянной культуры в России с 1800 г. по 1941 г.», которая утверждается большим ученым советом института и становится его докторской диссертацией. Защита состоялась в 1983 году на Ученом совете Научно-исследовательского института искусствоведения Министерства культуры СССР и получила единогласно высокое признание. Однако присуждение Ученой степени и вручение диплома доктора искусствоведения в ВАКе СССР состоялось лишь в 1987 г., так как после зашиты в 1984 году он был арестован по сфабрикованному ложному обвинению и находился целый год в тюрьме «Кресты». В конце 1986 года по постановлению Прокуратуры РСФСР дело было прекращено за отсутствием состава преступления. Прокуратура компенсировала нанесенный ущерб — виновники из следственного отдела были строго наказаны.

В 1977 — 80 годах А. Мирек по приказу Министерства культуры СССР был назначен главным экспертом таможни по клавишным инструментам, вывозимым за рубеж.

С 1980 года, в течение 16 лет, А. Мирек преподает в Московском педагогическом институте, где ведет спецкласс аккордеона и баяна, ансамбль, читает лекции по методике; в 1989 году ему присуждено Ученое звание профессора истории и теории музыки и музыкальных инструментов. Его студенты систематически участвуют в концертах, и сам он принял участие в большой поездке с дуэтом и с лекциями по городам Сибири. А. Мирек — большой мастер по организации, концертной подготовке и сценической постановке дуэтов. Он создал много обработок, переложений и оригинальных сочинений для них. Является дипломантом международных фестивалей, где они выступали.

В 1980 году, скомплектовав и систематизировав по историческим и конструкторским признакам коллекцию из ста инструментов, он передал ее Ленинградскому театральному музыкальному музею.

В 1980-е годы профессор А. Мирек продолжает активный поиск по стране. К 1994 году ему удалось собрать еще около ста уникальных образцов инструментов и увеличить свое научное собрание на несколько тысяч страниц архивных документов. Все это помогало ему с еще большим успехом заниматься научно-исследовательской деятельностью и популяризовать результаты своих открытий.

В течение четверти века он со своим неизменным проекционным аппаратом и Большим набором слайдов проводит лекции от Центрального научно-методического кабинета культуры и искусства РСФСР по городам Центральной России, Сибири, Урала, средней Азии, Поволжья, Прибалтики, Украины и за рубежом.

В 1963-1966 годы А. Мирек входил от СССР в состав редколлегии международного журнала «Аккордеон-Мюзик»(Париж).

В 1962 году по направлению начальника музыкальных вузов СССР Л.Г. Ильиной принимал участие в международном симпозиуме в Праге (ЧССР), проводимом в рамках международного конкурса баянистов и аккордеонистов.

В 1990 году Министерством культуры России по вызову фирмы «Де Эйсбрекер» на Международном фестивале в Амстердаме была проведена выставка коллекций гармоник, баянов и аккордеонов, собранных профессором Миреком, где он сам и проводил экскурсии. На научном семинаре, в рамках фестиваля, профессор Мирек прочел на немецком языке лекцию «История гармоники в России», сопровождавшуюся показом 100 редких слайдов. Его коллекции являются существенным вкладом не только в отечественную, но и в мировую науку и культуру. С 1976 года они включены в международный каталог ИКОМ ЮНЕСКО.

Профессор А. Мирек продолжает и сегодня вести научно-исследовательскую работу, проводя анализы, делая новые обобщения, раскрывая процессы взаимопроникновения и взаимовлияния различных явлений в истории аккордеонно-баянной культуры в современном ее развитии. В 1989 году им создана «Схема возникновения и классификации основных моделей гармоник в мире (1700-2000)», иллюстрированная 198-ю моделями. Она является первой сложнейшей таблицей такого плана и получила высшее признание у специалистов на международных симпозиумах в Амстердаме (апрель 1990 год), затем в Варшаве (март 1991 года, издана в 1992 году).

Издается брошюра «Основы постановки аккордеониста» (переработанный вариант на русском языке).

В 1994 году вышла из печати его новая капитальная работа — энциклопедия «Гармоника. Прошлое и настоящее». Крупнейшие специалисты в области гармонной культуры отмечали, что столь полной, систематизированной научно-исторической энциклопедической книги на эту тему еще никогда не издавалось. Материал для нее собирался 38 лет.

В 1995 году издано новое учебное пособие, в котором в значительной мере прослеживается совершенствование и обновление методических процессов — «Курс эстрадной игры на аккордеоне». Эта работа предназначена для подготовки высококвалифицированного солиста и ансамблиста эстрады.

С 1994 А. Мирек проводит большую работу по систематизации коллекционных материалов, собранных им более чем за 40 лет (180 редких инструментов, более 900 афиш, более 1000 фотографий, документы, ноты, награды, прейскуранты, инструменты и детали гармоник — всего более 10000 единиц). В 1996 году при поддержке известных деятелей культуры и личной помощи Народного артиста России, Героя Соц. Труда Юрия Никулина, с которым А. Мирека связывала многолетняя дружба, мэру города Москвы были поданы документы о необходимости создания уникального музея «Международного музея русской гармоники». Правительством Москвы были выделены помещение и средства на создание музея, и он был открыт для посетителей. В 1997 к 850-летию Москвы музей был подарен столице и стал государственным музеем «Музеем русской гармоники Альфреда Мирека». Новая экспозиция музея, оснащенная самым современным оборудованием и средствами озвучивания, была открыта для посетителей в 2000 году. Музей пользуется большой популярностью не только у специалистов, но и у самых широких слоев населения, прививая любовь у подрастающего поколения к жемчужинам русской национальной культуры. Ежемесячно музей посещают более 2000 человек. С музеем сотрудничают многие туристические агентства, знакомя с экспозициями гостей из США, Европейских стран, Израиля, Южной Кореи, Японии, Тайваня и многих других уголков мира. В музее проводятся уникальные музыкально-исторические программы для детей и взрослых, музыкальные вечера, фестивали, лекции-концерты.

В 2003 году А. Мирек организовал и провел впервые Московский фестиваль «Гармоника — душа России». Заключительный концерт фестиваля прошел в Государственном концертном зале им. П.И. Чайковского.

В работах профессора А. Мирека ярко прослеживается главная установка, что наука — интернациональна и решать важные, глобальные вопросы обособленно невозможно.

А. Мирек — член культурной ассоциации «Дом Польский», историк и правозащитник, член Совета Старейшин Российской Ассоциации жертв политических репрессий (Москва), правозащитного благотворительного общества «Мемориал», журналист, писатель — автор книг «Записки заключенного» (1989), «Тюремный реквием» (1997), «Красный мираж» (2000), двенадцати новелл. Научный консультант в фильме «Ленин в Париже» (1978), и в ТВ фильме «Шпионы Ватикана» (дек. 2004 г.), почетный член всемирной организации кнопочных аккордеонистов (США), Академик АТИ, Лауреат Артиады народов России. Член президиума, главный эксперт РАММИ (Российской Ассоциации музыкальных мастеров).

Альфред Мирек скончался 28 июня 2009 года.

                             Дмитрий Полохов      (информации заимствована с сайта ) 

Семья

  • Отец — Мартин Мирек. Инженер-строитель. Образование получил в Германии. Занимался руководством возведения многих важных государственных объектов в СССР — на Кавказе, Украине, Дальнем Востоке. Работал прорабом на строительстве Химкинского Северного речного вокзала. После окончания строительства был арестован и отправлен в концентрационный лагерь № 3 (Вишера под Соликамском). Погиб там же 25 июля 1942 в возрасте 54 лет.
  • Жена — Наталья Александровна Мирек (Вороненко) — с 2000 года заведует Музеем русской гармоники А. Мирека.
  • Награды и звания

    Библиография

    Книги по гармоникам
    • Мирек А. М. Гармоника. Прошлое и настоящее. — М.: Фирма «Альфред Мирек», 1994. — 534 с. — ISBN 5852350915
    • Мирек А. М. Справочник, научноисторические пояснения к схеме возникновения и классификацииосновных видов гармоник (аккордеонов и баянов). — М.: Фирма «Альфред Мирек», 1992. — 60 с.
    • Мирек А. М.И звучит гармоника. — М.: Советский композитор, 1979. — 176 с.
    • Мирек А. М. Справочник по гармоникам (с приложением «Схема возникновения и классификации основныхвидов гармоник»). — М.: Музыка, 1968. — 131 с.
    • Мирек А. М. Из истории аккордеона и баяна. — М.: Музыка, 1967. — 196 с.
    • Мирек А. М. Самоучитель игры на аккордеоне. — Нотное издание. — М.: Советский композитор, 1962.
    Другие книги