Анатолий Шалаев

Шалаев_Анатолий_Андреевич

     Анатолий Андреевич Шалаев родился 25 декабря 1925 года в семье лесного сторожа на Брянщине. Кроме Анатолия в семье были старшие брат и сестра. Родители обнаружили музыкальные способности обоих сыновей и решили обу­чить их музыке. С этой целью в 1930 году Шалаевы переехали в Москву.
    Обучаясь в школе, А.. Шалаев много занимался музыкой. Баян был его лю­бимым инструментом. Юного музыканта стали привлекать к участию в концер­тах детского творчества. Особенно памятными были выступления Анатолия в Государственном академическом Большом театре на торжественных вечерах, посвященных празднованию Великой Октябрьской социалистической революции.
    В 1934 году одаренного мальчика принимают в Центральную музыкальную школу при Московской Государственной консерватории в класс профессора Гольденвейзера. Здесь под руководством опытных преподавателей в полную меру раскрылись природные дарования А. Шалаева. В 1937 году Анатолия пригласили сниматься в кинофильме «Волга-Волга». Режиссера фильма Г. Алек­сандрова привлекла необыкновенная музыкальность мальчика, его непосред­ственность и обаяние. В фильме ему была поручена роль юного композитора- дирижера, с которой Анатолий успешно справился.
     Начавшаяся Великая Отечественная война прервала учебу А. Шалаева. В октябре 1941 года он поступает во фронтовую концертную бригаду. Молодой баянист в составе бригады выступал в госпиталях Западного фронта. С каждым днем росло его мастерство, креп и мужал характер.
       В январе 1943 года А. Шалаева призывают на действительную военную службу. В действующей армии он не расставался с баяном. Командование на­правило А. Шалаева в Ансамбль песни и пляски Московского фронта ПВО. С первых дней работы в ансамбле он зарекомендовал себя не только прекрас­ным исполнителем, но и хорошим организатором. По его инициативе в содру­жестве с Н. Крыловым был создан дуэт баянистов, который более двадцати лет пользуется заслуженной популярностью у любителей музыки. Репертуар для дуэта создается самим Шалаевым.
      В 1950 году А. Шалаев демобилизовался, но остался работать в ансамбле. Свою практическую деятельность он успешно сочетает с учебой в музыкальном училище имени Ипполитова-Иванова.
       Большую роль в жизни и творчестве А. Шалаева сыграла совместная ра­бота с композитором Федором Ивановичем Масловым, который с 1948 по 1955 год был художественным руководителем ансамбля.
       Именно у Ф. И. Маслова учился А. Шалаев умению доводить исполнение хорового произведения до предельной чистоты и высокого мастерства. Большое трудолюбие, постоянное стремление к познанию русского хорового искусства и безграничная любовь к нему позволили А. Шалаеву стать хормейстером высо­кой квалификации. Десять лет он был бессменным хормейстером и дирижером ансамбля.
    Вместе с этим А. Шалаев как баянист упорно работает над совершенство­ванием своего исполнительского мастерства.
     На VI Всемирном фестивале дуэт баянистов Шалаева и Крылова был на­гражден дипломом 1-й степени. Успешно выступили они и в 1960 году на радио• фестивале русской песни, завоевав диплом 1-й степени и получив звание лауреа­тов радиофестиваля.
     Шалаев-композитор написал много оригинальных произведений для баяна и оркестра народных инструментов. Около тридцати из них записаны на пластинки, изданы Военным издательством, Музгизом, издательством «Советский компози­тор».
  За успехи в развитии советского искусства Анатолию Андреевичу Шалаеву в 1963 году присвоено почетное звание заслуженного артиста РСФСР.                                                                                                              В. КОНОПЛИН  

 

        Все мы хорошо знаем фильм режиссера Г. Александрова «Волга-Волга». И тот волнующий эпизод, когда песня, ро­дившаяся на великой русской реке, пришла в концертные залы столицы. Ее исполнил сводный хор в сопровождении симфонического оркестра, которым дирижировал мальчик. Он был тоже одним из тех, кому пришлась по душе песня, кто сумел по-своему «прочитать» ее.
      Видимо, не многие помнят, что в роли мальчика, дири­жировавшего хором и оркестром, снялся Толя Шалаев, тот самый Шалаев, имя которого вот уже не первый десяток лет встречается на концертных афишах.
     Мы недаром начали наш небольшой рассказ об Анатолии Андреевиче Шалаеве с эпизода фильма. Дело в том, что эпизод этот глубоко символичен, в нем отражена судьба та­лантливого человека, которому посчастливилось жить в наше советское время. Многое в нем и от судьбы самого Анатолия Андреевича, замечательного пропагандиста русской народной песни, виртуозного исполнителя, незаурядного композитора.
     Истоки творчества Анатолия Шалаева восходят к детским годам, прошедшим в небольшой лесной деревне Сеньчуры на Брянщине. В семье Шалаевых любили музыку. Дед Анато­лия — Федор Кузьмич — на самодельной скрипке играл ста­ринные обрядовые русские песни, отец — Андрей Федоро­вич — играл на ливенке. Увлечение музыкой стало в семье Шалаевых традицией. Анатолий Андреевич и теперь часто вспоминает длинные осенние вечера, избу, тихий, мелодичный голос матери Екатерины Васильевны, которая со старшей сестрой пела в два голоса…
    Вот и он сам, не устоявший перед запретом отца «гармо­ни не трогать», потихоньку от взрослых разучил на слух рус­ские страдания, чем на одном из семейных вечеров удивил и растрогал родителей. Было тогда Анатолию пять лет.
     Отец решил учить сына музыке. Во многом помог ему старший брат — Василий Андреевич, — прививший Анатолию любовь к произведениям русской классической музыки. В 1930 году Шалаевы переезжают в Москву. Во дворе до­ма № 13 на Арбатской площади часто можно было видеть, как вокруг маленького мальчика, игравшего на баяне, соби­ралась толпа слушателей…
     Анатолий учится в школе и участвует в концертах дет­ского творчества. Он выступает в Государственном акаде­мическом Большом театре на торжественных вечерах, посвя­щенных празднованию Великого Октября, его баян звучит по радио. В 1932 году Анатолий поступает в Центральную музыкальную школу при Московской государственной кон­серватории по классу фортепиано. Два года ему посчастли­вилось заниматься у профессора А. Гольденвейзера.
     Анатолий много времени отдает фортепиано, но не забы­вает и баян. В 1941 году, перед самой войной, он знакомится с баянистом Николаем Крыловым. Так рождается творческий дуэт, который и по сей день радует слушателей своим испол­нительским мастерством.
    Войну семнадцатилетний Анатолий Шалаев встречает во фронтовой концертной бригаде, выступает в госпиталях, пе­ред бойцами Западного фронта. И всюду с ним — его това­рищ, коллега — Николай Крылов.
   В годы войны появляются самостоятельные произведения А. Шалаева. В основном это обработки, фантазии на темы военных песен.
    С 1943 года Анатолий Андреевич — солдат Советской Армии. Он служит в Ансамбле песни и пляски Московского округа ПВО. Через пять лет в ансамбль приходит компози­тор Федор Иванович Маслов, который руководит коллекти­вом до 1955 года. У Маслова учится Шалаев русскому хоро­вому искусству, композиции; Федор Иванович подсказывает ему и Николаю Крылову новые пути совершенствования ис­полнительского мастерства на баяне.
    Трудолюбие, настойчивость и, если можно так сказать, преданность любимому делу позволили А. Шалаеву добиться значительных успехов: в течение десяти лет он — хормей­стер и дирижер ансамбля.
    Многие страницы творческой жизни Анатолия Андреевича связаны с хором Всесоюзного радио под руководством ком­позитора Николая Васильевича Кутузова. Там, на радио, Шалаев и Крылов в 1963 году знакомятся с певицей Людми­лой Зыкиной. Создается замечательное трио, которое успеш­но выступает у нас в стране и за границей: в Польше, ГДР, Венгрии, Болгарии, Чёхословакии, Франции, Америке, Ка­наде, Японии… Кстати говоря, в создании концертных про­грамм Людмилы Зыкиной, исполнительское мастерство кото­рой отмечено Ленинской премией, есть немалая доля труда н Д. Шалаева.
     Большая работа в развитии советского искусства, проде­ланная Анатолием Андреевичем Шалаевым, не могла ос­таться незамеченной. На VI Всемирном фестивале дуэт бая­нистов А. Шалаева и Н. Крылова награждается дипломом первой степени, диплом того же достоинства и звание лау­реатов радиофестиваля получают они в 1960 году на радио­фестивале русской песни, а через три года А. А. Шалаеву присваивается почетное звание заслуженного артиста РСФСР.
    В настоящем сборнике Анатолий Андреевич Шалаев пред­ставлен как композитор. Здесь собраны его избранные про­изведения для дуэта баянов. Творческий почерк А. Шалаева ярок и самобытен. Его обработки отличаются мастерским развитием тематического материала. Превосходное знание выразительных возможностей баяна позволило автору соз­дать неповторимый колорит, по которому многие баянисты и любители музыки безошибочно отличают произведения А. Шалаева от других работ, написанных для баяна.
    А. Шалаев — в расцвете творческих сил. Яркий оптимизм, присущий его музыке, несомненно послужит доброй основой новых,   интересных поисков.
Статья  автора  А. Владимирова  1980г.

 Фото из семейного архива Анатолия Шалаева

[easymedia-gallery med=»7331″ filter=»1″]

Фрагменты из кинофильма «Волга-Волга»:

в роли пионера — Анатолий Шалаев

[easy-mediagallery cat=»21″ filter=»1″]

Перейти на страницу: «Нотные приложения Анатолия Шалаева»