Михаил Макаров
Макаров Михаил Комитасович (14 февр. 1931, Баку – 5 февр. 1983, там же), аккордеонист. Отец – учётчик, играл на таре, мать – домохозяйка. Сына с 6 лет приняли в группу одарённых детей музыкальной школы при Бакинской консерватории (класс ф-п . Т. В. Калантаровой). Однако, несмотря на значительные успехи по ф-п. , мальчик со временем увлёкся аккордеоном, на котором научился играть самостоятельно. С 1943 стал выступать в госпиталях и воинских частях. C 1948 солист и аккомпаниатор Азербайджанской филармонии. В 1955 ансамблист и солист в оркестре Бакинского радиокомитета под упр. К. Г. Певзнера. Одновременно (с 1956) и в оркестре Р. С. Раджиева (с 1958 – рук. Р. М. Бейбутов), где также выступал с сольным номером. С этим оркестром гастролировал не только в Азербайджане, но и во многих городах Центральной России, Поволжья, Средней Азии, Урала, Сибири, Дальнего Востока. В составе концертных бригад выступал солистом и за рубежом: в Алжире (1965), Афганистане (1968), Чехо – Словакии (1972, 1978), Польше (1973), Германии (1974), Венгрии (1975). Ему была утверждена высшая всесоюзная ставка. Вёл большую шефскую работу, выступая в погранчастях, награждён знаком «Отличник погранвойск» и многими Почётными грамотами. Репертуар состоял из эстрадных пьес Дунаевского, Лихтенштадта, Карпова, собственных обработок, попурри, фантазий, а также зарубежных пьес. Им, например, полностью был освоен репертуар известных аккордеонистов Дика Контина (США) и Михая Табани (Венгрия). Ему была свойственна высокая исполнительская культура, безукоризненное мастерство, лёгкая техника, совершенное владение инструментом и манерой эстрадно – джазовой игры. Ярко ощущалась хорошая школа, полученная в детстве, талант, опыт и фанатичная преданность своему инструменту. После выявления тяжёлой болезни (рак лёгких) и последовавшей операции (1978), казалось бы делающей игру на аккордеоне невозможной, он продолжал выступать до последнего года жизни. Его игра служила примером для аккордеонистов следующего поколения, решивших развивать свои исполнительские способности в этом жанре.
Основатель «Музея русской гармоники» (Москва) , доктор искусствоведения, профессор Альфред Мартинович Мирек