Николай Чайкин
Николай Яковлевич Чайкин композитор, педагог, музыкально общественный деятель родился 2 (15) февраля 1915 г. в Харькове ( Украина).
В юности , с 1939 по 1936 г. играл в оркестре народных инструментов харьковского радио партию гармоники флейты.
В 1936 поступил в Киевскую консерваторию им. П.И.Чайковского и в 1940 успешно окончил историко-теоретический факультет (кл. композиции Л. Н. Ревуцкого, В. С. Косенко, кл. инструментовки Б. Н. Лятошинского, кл. фортепиано А. М. Луфера).
Среди его педагогов был Р.М.Глиэр.
В 1938—1941 — преподаватель теоретических предметов в Киевской консерватории, и музыкальной школе-десятилетке при консерватории.
В годы Великой отечественной войны 1941— 1945 Н.Чайкин : композитор, дирижер и аккордеонист Ансамбля песни и пляски Киевского военного округа п/у Е.Шейнина и П.Вирского. Им сделано свыше двухсот инструментовок и переложений произведений русских, советских и зарубежных композиторов для хора и оркестра. Когда советская армия отступила и оставила Украину, Ансамбль был эвакуирован в Саратов, где состялось знакомство с выдающимся музыкантом И.Я.Паницким, будущим первым исполнителем первого Концерта Н.Чайкина для баяна с симфоническим оркестром ( в январе 1952 г. орк. саратовской филармонии, дир. М Школьников). Особое место среди произведений воен ных лет занимает Соната си минор для баяна (1944), посв. Н.Ризолю, служившему в том же Ансамбле. Появление этого сочинения стало значительным событием в истории музыки для баяна, до того времени не знавшего подобных масштабов, сложности и глубины замысла. Именно первая в истории советской музыки Соната для баяна позволила молодому композитору в 29 лет , в том же 1944 г. стать членом Союза композиторов СССР. Одно из важнейших достижений Н.Чайкина — новые методы изложения музыкального материала, применение «сонатной формы» и классического четырёхчастного сонатного цикла. Первым профессиональным исполнителем Сонаты №1 , не смотря на посвящение, стал знаменитый баянист П.А.Гвоздев, сыгравший эпическое полотно в Зале Союза композиторов в Москве (1949).
«Оркестральные», в традициях русской классики, масштабно-монументальные произведения Н.Чайкина — яркая страница в истории баянного искусства. Появление первой сонаты и первого концерта для баяна с оркестром (1950) способствовало утверждению баяна в качестве сольного инструмента на филармонической эстраде, стало одним из важных факторов формирования профессионального мышления баянистов. Н.Чайкин стал «пионером» российского баянного академического искусства, вскоре занявшего передовые позиции в мире. Его композиторское творчество и блестящая педагогическая работа оказали значительное влияние на процесс формирования «советской баянной школы» и способствовали развитию многих жанров музыки для баяна и других народных инструментов.
В 1945 году, после демобилизации из Ансамбля, закончился «украинский период» жизни композитора и начался московский, российский.
В 1946—1956 — редактор, зав. редакцией Музгиза ( Москва), крупнейшего советского музыкального издательства .
В 1944 г. (!) по решению партии и правительства в Москве открывается новый ВУЗ : Государственный Музыкально-педагогический институт им. Гнесиных, а в 1948 г. в нём создаётся первая в Российской Федерации Кафедра народных инструментов.
В 1951 г. ректорат института пригласил композитора Н.Чайкина стать преподавателем по классу баяна, ансамбля, методики, инструментовки и чтения партитур.
Поразительно, как за короткий срок , при отсутствии педагогического опыта и владения собственно баяном : воспитанники класса преп. Н. Чайкина достигли выдающихся успехов. Они стали первыми советскими баянистами Лауреатами международных конкурсов. Их имена составляют гордость отечественной музыкальной культуры: Юрий Казаков, Владимир Федосеев, Анатолий Полетаев, Анатолий Беляев.
В 1963 г. Н.Чайкин удостаивается учёного звания «доцент», а в 1964 не проходит (!) по конкурсу на занимаемую должность и покидает институт.
С 1964 и практически до последних дней, Н.Я.Чайкин преподавал в Горьковской консерватории им. М.И.Глинки. В 1972 г. удостоин учёного звания «профессор».
Параллельно, с 1973 по 1978, вёл ассистентов-стажеров в Белорусской консерватории.
Среди учеников Н.Я.Чайкина в Москве и Горьком : А. Сурков, Д.Шаталов,А.Яковлев, А.Резчиков, Э.Митченко, B.Беляков, В.Голубничий, Г.Мамайков, В. Герасимов, В. Бонаков, В. Авралёв, Е. Ишанин, Д. Штайн и многие и многие другие.
Н. Чайкин неоднократно представлял нашу страну на международных симпозиумах, был членом жюри многочисленных Всероссийских, Всесоюзных и Международных конкурсов. Владея несколькими иностранными языками, Н Чайкин вёл активную работу в Международной конфедерации аккордеонистов ( CIA) при ЮНЕСКО. В 1970, 1971, 1972 — вице-президент, с 1976 — председатель музыкального комитета CIA. Сочинения Н Чайкина становились обязательными пьесами на Международных конкурсах «Кубок мира»: Концертная сюита (Лестер , Англия 1968), Украинская сюита (Брюгге, Бельгия 1971).
В 1980 Н.Я. Чайкин удостоин почётного звания «Заслуженный деятель искусств РСФСР».
Профессор Н.Я. Чайкин вёл большую методическую и просветительскую работу, консультировал написание диссертаций и дипломов. Его бывшие студенты и аспиранты ныне Народные артисты СССР и России, Заслуженные деятели искусств и заслуженные артисты России и автономных республик России , доктора и кандидаты искусствоведения.
Композиторское творчество Н.Чайкина прошло испытание временем и составляет по истине «золотой фонд» музыки для баяна не только России, но и получило всемирное признание.
Николай Яковлевич Чайкин скончался в Москве 17 февраля 2000 г. , на второй день после 85-летия.
К 100-летию со дня рождения композитора
Николая Яковлевича Чайкина – Музыканта, Учителя, Воина, Общественного Деятеля. Николай Яковлевич Чайкин родился 15 февраля 1915 года в Харькове, в семье служащего. Первые музыкальные впечатления и занятия – в семье, под руководством отца, музыканта-любителя. Затем учеба в музыкальной школе и параллельно игра на гармонике-флейте в оркестре народных инструментов харьковского радиокомитета. Высшее музыкальное образование Н. Чайкин получил в Киевской консерватории, которую окончил в 1940 году как композитор и пианист. Одновременно с учебой он преподавал в консерватории музыкальную литературу и курс чтения партитур. |
|
Все годы Великой Отечественной войны Н. Чайкин служил во фронтовом Ансамбле красноармейской песни и пляски, исполняя обязанности композитора, дирижера, аранжировщика. Во время ответственных выступлений Ансамбля он играл в оркестре на аккордеоне. Вместе с Ансамблем Н. Чайкин проделал путь от Киева до Сталинграда и от Сталинграда до Берлина, награжден боевыми орденами и медалями.
Н. Чайкину принадлежит особая роль в формировании академического репертуара для баяна. В 1943-44 гг. Н. Чайкин сочиняет Сонату Си минор для баяна в четырех частях при консультационной поддержке солиста Ансамбля Н. И. Ризоля, известного баяниста, основателя и участника знаменитого квартета баянистов Киевской филармонии. Соната стала этапным произведением, она показала огромные возможности баяна как концертного инструмента и заложила прочную основу для создания высокохудожественных концертных баянных произведений. После окончания войны Н. Чайкин живет в Москве и трудится редактором музыкального издательства, а с 1951 года начинается его педагогическая деятельность в Государственном музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных, затем в Горьковской консерватории. Как педагог Н. Чайкин воспитал целую плеяду блестящих концертных исполнителей-баянистов, лауреатов самых престижных отечественных и международных конкурсов, среди которых Народные артисты СССР Ю. И. Казаков и А. И. Полетаев, В. И. Федосеев. Во многих музыкальных учебных заведениях России и стран СНГ работают педагогами его ученики. В это же время композитор плодотворно работает над новыми произведениями для баяна. Появляются Концерт для баяна с симфоническим оркестром, вторая Соната для баяна, Концертная сюита, Концертный триптих, ряд других прекрасных сочинений, среди которых и «Детский альбом для баяна». «Детский альбом для баяна» Н. Я. Чайкина – первое сочинение подобного рода в истории баянной музыкальной литературы. Альбом, представляющий из себя 40 мелодичных разнохарактерных пьес, сразу же после выхода из печати в 1969 году завоевал признание музыкально-педагогической общественности своими художественными достоинствами и педагогической направленностью. Повсеместная популярность Альбома, широкое использование его в начальных звеньях музыкального воспитания и образования привели его к повторному изданию в 1983 и в 2005 годах. Музыкально-общественное поприще – грань таланта композитора. Он вел активную переписку с музыкантами и педагогами, выступал с докладами по актуальным вопросам исполнительства и баянной педагогики и методики на научно-практических конференциях в стране и за рубежом. С его именем связан переход баянистов на новую постановку правой руки при игре на баяне, на пятипальцевую аппликатуру. Н. Я. Чайкина часто приглашали для работы в жюри всероссийских, всесоюзных и международных конкурсов. С 1970 года он трижды избирался вице-президентом международной Конфедерации аккордеонистов. Многогранная творческая деятельность Н. Чайкина оставила заметный след в музыкальной культуре нашей страны и получила мировое признание. Ему присвоено высокое звание – Заслуженный деятель искусств РСФСР. Юрий Яковлевич Лихачев,
заслуженный работник культуры РФ, ученик Н. Я Чайкина. |
«Николай Чайкин» автор книги В. Бычков
Фото из семейного архива Николая Яковлевича Чайкина
предоставил Юрий Яковлевич Лихачёв
- Show All
- Фото из семейного архива Николая Чайкина
- Show All
- Фото из семейного архива Николая Чайкина