Владимир Дмитриев

Dmitriev_Portret копия
         Композитор Владимир Валентинович Дмитриев родился в г. Пензе в 1923 году , 19 июля в семье педагогов. Спустя несколько лет семья переехала в г. Тамбов, где Владимир поступил в музыкальную школу по классу фортепиано, а затем в Тамбовское музыкальное училище. Это училище имело славную историю. До революции его курировал сам С. В. Рахманинов, имение которого “легендарная Ивановка” находилась в Тамбовской губернии. Сергей Васильевич часто на своем личном автомобиле (а он один из первых в России автомобилистов) наезжал в Тамбов, давал консультации, уроки. И поэтому почти все педагоги училища несли на себе “великую Рахманиновскую тень”. Владимир Валентинович учился в классе Лидии Васильевны Умецкой (ученицы С. Рахманинова и А. Зилоти, ученика Ф. Листа). Игру Владимира Дмитриева на фортепиано отмечали те частые музыкальные комиссии, которые приезжали на экзамены из Москвы. Причем возглавляли их выдающиеся музыканты. Очень хорошо отзывался об игре Владимира сам А. Гольденвейзер, профессор и директор Московской консерватории. Среди друзей по училищу у Владимира были братья Реентович (один из них, Юлий,  впоследствии станет концертмейстером (1-ой скрипкой) оркестра Большого театра и основателем знаменитого ансамбля скрипачей Большого театра. Другой училищный друг Владимира Дмитриева пианист Виктор Мержанов – послевоенная звезда пианизма (на Всесоюзном конкурсе пианистов 1945 года он завоевал I премию вместе со С. Рихтером). Самому училищу после войны было присвоено имя С. В. Рахманинова.
Когда началась война, Владимир Дмитриев с братом, тоже музыкантом, были призваны в армию, но так как до 18 лет не хватило одного месяца, его с братом определили в Тамбовское пехотное училище. Пока фронт подходил к Тамбову, пехотное училище, как и другие воинские соединения готовились к обороне. Немецкой наступление удалось остановить. Затем это училище было передислоцировано в Среднюю Азию до конца войны. В училище Владимиру Дмитриеву, узнав, что он пианист, поручили возглавить самодеятельность, а затем и ансамбль песни и пляски, к этому времени относятся первые пробы в сочинении музыки. В это же время возник интерес к аккордеону, который стал “его” инструиментом на многие годы. После войны Владимир Дмитриев работмал в Тамбове. В 1947 году он приезжает в Ленинград и становится солистом в джаз-оркестре кинотеатра “Аврора”. Надо сказать, что после войны огромную популярность получили кино-джазы. Кинотеатр был той самой популярной концертной плдощадкой, которая притягивала к себе тысячи людей. Концерты в кино начинались за 30 минут до показа кинофильма, и часто люди приходили не на кино, а на концерт перед кино, тем более что репертуар часто менялся. Джаз к/т “Аврора” был лучшим в Ленинграде.
В начале 50-ых годов Владимир Дмитриев создал один из первых в СССР эстрадных квартетов (аккордеон, кларнет, гитара, контрабас), который быстро стал популярным ансамблем в Ленинграде. На одном из выступлений квартета в отеле “Астория” присутствовал великий итальянский дирижер Вилли Ферреро, который дал высокую оценку их игры. С середины 50-ых годов квартет начинает гастролировать по всей стране с сольными программами и аккомпанируя лучшим певцам Ленинграда. География гастролей охватывала всю страну: от Вильнюса, Риги – до Камчатки и от Мурманска до Тбилиси, Баку и Еревана. Появилось много граммофонных записей квартета. Квартет и его руководитель Владимир Дмитриев стали популярны в СССР. Владимира Дмитриева как солиста-виртуоза стали приглашать лучшие эстрадные и джазовые оркестры страны. Его приглашали в Москву на постоянную работу в оркестр Л. О. Утесова, в джаз Эдди Рознера, в эстрадно-симфонический оркестр Всесоюзного Радио и Телевидения, но Владимир Валентинович был патриотом своего города и своего квартета. В 1958 году квартет получил звание лауреата на Всероссийском конкурсе эстрады (затем квартет получил лауреатские звания на других конкурсах). Игру квартета многие узнавали сразу, по первым аккордам: это большая отрепетированность, отточенность игры, технический блеск, гибкая фразиальность, а также особый “ленинградский стиль” – интеллигентность, вкус, такт. Игра самого Владимира Дмитриева поражала многих любителей и профессионалов, Легкость, изящность игры (даже в самых виртуозных местах). “Полет шмеля” Риского-Корсакова он исполнял за 50 секунд. Огромный диапазон звука: от тончайшего пианиссимо до гигантского фортиссимо. Гибкие, выпуклые музыкальные фразы. И все это с блеском “ленинградским лоском” игры. Квартет один из первых в стране стал гастролировать за рубежом: в ГДР, в Финляндии. Владимир Дмитриев написал много инструментальных пьес для квартета (часть из них записана на пластинки) и делал много оркестровок для квартета и оркестра. С Середины 50-ых годов он попробовал себя в качестве композитора: его песни стали звучать по радио и телевидению. Его песню “Сибирячка” отметил на съезде композиторов СССР Георгий Свиридов. Причем отметил, как образец оригинальной и талантливой песни. В конце 50-ых годов – начале 60-ых его песни исполняли известные ленинградские певцы: Зоя Виноградова, В. Бесценный, В. Копылов, В. Матусов, Г. Юхина, М. Пахоменко, Э. Хиль, Л. Сенчина. В 60-ые – 70-ые годы его песни получили всенародное признание и популярность. Их исполняли лучшие исполнители и коллективы страны: Л. Барашков, В. Толкунова. Джаз О. Лундстрема, ансамбль “Мелодия” п/у Г. Гараняна, песни исполняли певцы Румынии, Югославии, Германии, Болгарии, США. Известна запись песни Владимира Дмитриева “Счастливый день” в исполнении хора и джаз-оркестра Р. Кониффа (США). Ладимир Дмитриев сотрудничал с известными поэтами: Р. Рождественским, М. Плацковским, М. Таничем и другими. Очень часто он сам оркестровал свои песни. Так известные песни 60-ых годов “Над Кронштадтом туман” и “Ночь в порту” положили начало определенного “прохладного ленинградского стиля” аранжировки. В этом стиле потом работали многие известные ленинградские композиторы – А. Колкер, С. Пожлаков, А. Петров. Песни Владимира Дмитриева были удостоены звания лауреата на телеконкурсах “Песня года” (в 1971, 1973, и в 1978 годах), на конкурсе в г. Турку (Финляндия) и других. Но занимаясь композиторскимс творчеством Владимир Дмитриев не забывал аккордеон. Начиная с 1964 года на протяжении многих лет выходил сборник “Веселый аккордеон”.
С начала 70-ых годов начался новый этап в творчестве Владимира Дмитриева. Он стал писать музыку к телефильмам, к мультфильмам. Появился первый мюзикл “Случайный свидетель” (1970 год), затем мюзиклы: “Ночной незнакомец” (1971 год), который много лет шел в Ленинградской оперетте, “Одесские лиманы” (1975 год) по заказу Одесского театра оперетты, “Белые ночи”. Но самыми известными были мюзиклы “Век живи – век люби” (“Долгожитель”) и “Русский Секрет” (“Левша”), которые ставились почти всеми театрами оперетты и драмматическими театрами страны (до 60 театров).
Музыке Владимира Дмитриева свойственна тематическая широта, задушевность. Им было написано много, как лирических, так и ритмических (танцевальных) пьес и песен. Его музыку часто называли “солнечной” за оптимизм, энергию. Он и сам был человеком полный оптимизма, юмора, жизнелюбия, и в то же время человеком тонко чувствующим мир. Таким-же   разнообразным было и его творчество. Хотя со времени кончины Владимира Валентиновича прошло более 20 лет (он скончался от неудачной операции 16 марта 1979 года), его музыка и поныне часто исполняестя. Во многих театрах музыкальной комедии продолжают идти его мюзиклы “Русский секрет” и “Долгожитель”. Причем ставятся все новые постановки этих спектаклей.
Ю. В. Дмитриев. Январь 2002 г.
 
Составы квартета п/у В. В. Дмитриева
 
Кларнет                                  аккордеон                        гитара                        контрабас
 
Н. Небогов                             В. В. Дмитриев                Г. Уников                 Ш. Абрамидзе    1953 г.
 
В. Гаврилов                           В. В. Дмитриев                 Г. Уников                 Ш. Абрамидзе    1954 г.
 
В. Зотов                                 В. В. Дмитриев                В. Щепочкин              И. Костаков       1956 г.
 
Л. Балод                                 В. В. Дмитриев                В. Щепочкин              И. Костаков      1957 г.

Ушаков_Владимир_Владимир_Дмитриев_Вып1_Страница_01 Ушаков_Владимир_Владимир_Дмитриев_Вып1_Страница_03 Ушаков_Владимир_Владимир_Дмитриев_Вып1_Страница_04 Ушаков_Владимир_Владимир_Дмитриев_Вып2_Страница_01 Ушаков_Владимир_Владимир_Дмитриев_Вып2_Страница_02 Ушаков_Владимир_Владимир_Дмитриев_Вып2_Страница_44

 

Фото из семейного архива Владимира Дмитриева

[easymedia-gallery med=»7309″ filter=»1″]

Перейти на страницу нотных сборников «Весёлый аккордеон» В. Дмитриева
Перейти на страницу «Играет квартет Владимира Дмитриева»