Юрий Шахнов
Юрий Владимирович Шахнов
Юрий Владимирович Шахнов родился 18 декабря 1918 года. Местом рождения по воле случая стал Нижний Новгород. Родители Ю. Шахнова были потомственными петербуржцами. Дед (по отцовской линии) владел небольшим цирком шапито на Введенской площади, Петроградская сторона, а мать происходила из рабочей семьи и была искусной белошвейкой.
Артистическое призвание передался в семье по наследству. Отец Ю. Шахнова был превосходным сатириком-куплетистом, долгие годы он проработал в эстрадном отделе ВГКО (ныне Петроконцерте).
С 5 лет начались занятия на фортепиано, а с 7 лет — в двух школах, общеобразовательной (бывшем лицее на Каменноостровском проспекте) и музыкальной (ныне ДМШ №2 на Каменноостровском пр. д.5). Успехи в игре были явными. Будучи школьником Ю. Шахнов стал лауреатом Всероссийского конкурса юных дарований. Через несколько лет общеобразовательную школу поменяли на другую, поближе к дому, где отец познакомился с мамой, будущим врачом-педиатром. Вместе они прожили 45 лет (поженились в они в 1946 году).
В школе было несколько человек, которые постоянно музицировали на рояле на переменах. Играли все современные танцы.
Отец был одним из них, и импровизировать научился именно в школьные годы.
Закончив школу в 1935 году, отец поступил в музыкальное училище при консерватории (тогда оно называлось — музыкальный техникум) но классу фортепиано.
Во время учебы в техникуме он подрабатывал в разных местах игрой на рояле, а летом ездил по Волге с группой музыкантов.
В 1939 году училище было закончено, и началась военная служба в музкоманде бригады торпедных катеров Краснознаменного Балтийского флота (Балтфлота / КБФ).
Сначала в Кронштадте, затем на острове Ханко в театре Балтфлота. Именно в это время отцу пришлось освоить аккордеон, так как других инструментов здесь не было. Желание было большим, а уровень образования просто обязывал это сделать. За короткий срок инструмент стал послушным и родным. До конца жизни они были неразлучны.
Началась война. Вернувшись под бомбежками в сентябре 1941 года в Ленинград, отец был поражен той степенью голода, который охватил город.
С 1941 по 1945 годы отец служил в театре КБФ. Базовая точка находилась в ДК промкооперации (ныне Дворец Культуры имени Ленсовета). Бригады артистов выезжали с концертами в действующую армию, неоднократно бывали на Волховском и Ленинградском фронтах. Случалось обслуживать и высокопоставленных чиновников города. Невозможно забыть рассказ о том, как в сверххолодную зиму 1941 года голодные артисты в полном изнеможении пешком шли с Петроградской стороны в Смольный; инструменты везли на санках, еле доползли; как было плохо от разных запахов жареной еды, как балерину подхватили на руки, чтобы она не упала в обморок и как артистов отправили обратно после концерта пешком, не предложив им, еле державшимся на ногах от голода, абсолютно ничего…
Закончилась блокада, война, фронтовые поездки, отец стал кавалером медали “За оборону Ленинграда” и в мае 1945 года вместе с джаз-оркестром Н. Минха в качестве солиста оркестра пришел на Ленинградское радио, где проработал до 1961 года. Этот период — расцвет творчества Ю. Шахнова. Многочисленные прямые передачи в эфире, записи с оркестром, работа со своим ансамблем (септетом), аранжировки для него и записи на пластинки, известность, которая пришла — все это относится к этому периоду. К сожалению, то море записей, которое существовало на Радио, по нелепости уничтожено. То, что осталось, можно пересчитать по пальцам. Благодаря тому, что дома бережно в течение всех этих лет хранились пластинки конца 40-х и 50-х годов, очень немногое все-таки удалось восстановить. Все, что играл отец, либо сочинено, либо аранжировано им. Его игру не спутаешь ни с кем: она отличается особой музыкальностью, безупречным вкусом, блеском, раскрывает особенности и возможности самого инструмента; архитектоника аранжированных или сочиненных им пьес поражает своей стройностью, природное владение техникой контрапункта вызывает восхищение.
С 1961 года и до конца жизни он работал в Ленконцерте (теперь Петроконцерт). Это — череда бесконечных концертов, где сольные выступления постоянно соседствовали с аккомпанементом вокалистам.
Перечислить всех певцов, с которыми работал отец, очень сложно. Назовем лишь некоторые имена: в молодые годы это — Л. Кострица, М. Бернес, Е. Флакс, 3. Рождественская, О. Нестерова, А. Александрович и многие другие; позже — В. Копылов и В. Матусов, 3. Виноградова, Э. Хиль, Н. Вайнер, Н. Охотников, Л. Орлова, дуэт Коган — Трошинкин и другие. Составлять список дальше не имеет смысла, так как почти все поющие в ленинградских музыкальных театрах вокалисты работали в Ленконцерте и так или иначе выступали в ансамбле с Ю. Шахновым.
Отец был уникальным мастером аккомпанемента как по природной чуткости, тонкости и гибкости, так и по способу изложения музыкального материала — он играл всегда свои аранжировки, которые никогда не записывал и не учил, так как это была постоянная импровизация.
Если к этому добавить безупречную технику контрапункта, мастерство виртуоза и богатство тембральной окраски звучания, то получается, действительно, некий феномен.
Отец играл всегда стоя. Аккомпанировал без нот. Старинные романсы любил аккомпанировать на рояле.
Многое связывает его с Ленфильмом. Огромное количество музыки к кинофильмам записано с его участием.
Ю. Шахнов начинал играть на аккордеоне “Красный партизан”. Это был в те времена отличный инструмент, и вид у него был очень привлекательный — белый, с перламутровым отливом. Позже появился изумительный итальянский инструмент производства фирмы “Dallape” с богатейшей палитрой регистров и красивейшим звуком.
Нина Юрьевна Шахнова
- Show All
- Фото из семейного архива Юрия Шахнова
Из концерта 18.12.2018г. в Доме «Кочневой», посвященного 100-летию со дня рождения
Ленинградского музыканта и аккордеониста Юрия Шахнова