Иван Паницкий

Паницкий_Фото

ИВАН  ЯКОВЛЕВИЧ  ПАНИЦКИЙ

     Имя Ивана Яковлевича Паницкого — выдающегося исполни­теля на баяне, солиста Саратовской филармонии — известно каж­дому музыканту, всем любителям русских народных музыкальных инструментов.
    И. Я. Паницкий является талантливым музыкантом-исполнителем, активным пропагандистом замечательного русского народ­ного музыкального инструмента — баяна.
     Своим высоким исполнительским мастерством И. Я. Паницкий раскрыл изумительные возможности баяна, его прекрасные тем­бровые качества, силу эмоционального воздействия на слушателей. Творческая деятельность И. Я. Паницкого во многом способство­вала тому, что баян стал общепризнанным и любимым сольным концертным инструментом, успешно соревнующимся со многими другими концертными инструментами.
   И. Я. Паницкий является создателем замечательного художе­ственного репертуара для баяна. Его переложения и обработки на­родных песен, произведений советских композиторов, русских и зарубежных классиков представляют большую ценность для люби­телей и профессионалов-баянистов.
* *
   Иван Яковлевич Паницкий родился в 1906 году в большой, задавленной нуждой семье батрака-пастуха, в городе Балакове, Саратовской губернии, расположенном на берегу Волги.
  В двухнедельном возрасте по небрежности медработника боль­ницы ребенок потерял зрение.
   Музыкальное дарование у Ивана Яковлевича стало проявляться с раннего детства. Прислушиваясь к звукам пастушьего рожка, к гудкам паровозов, к напеву русских народных песен, танцеваль­ным наигрышам, он стал воспроизводить их на семи клавишной невской гармошке. Вскоре этот инструмент перестал удовлетво­рять ребенка. В четырехлетием возрасте мальчик стал понимать и воспроизводить аккордовые созвучия. Ему была куплена восьми ­клавишная гармоника с добавочными четырьмя полутонами. На ней маленький музыкант имел возможность разучивать более сложные произведения, в которые входили хроматические после­довательности: вальсы «Осенние мечты», «На сопках Маньчжу­рии», марш «Победоносец» и другие. Через некоторое время отец, заинтересовавшись музыкальными способностями своего сына, приобрел для него хроматическую гармонику, имеющую диапазон в 4’/г октавы. В репертуаре гармониста появились «Мазурка» Венявского, «Полонез» Огинского и другие музыкальные произведе­ния, которые мальчик слышал в исполнении местных музыкантов, а также с граммофонных пластинок.
   В 1911 году, пятилетним ребенком, Ваня Паницкий впервые выступил в концерте в своем родном городе Балакове.
   Вот что рассказываем об этом первом своем концертном вы­ступлении сам Паницкий:
«Однажды мой брат рассказал учителю школы Аркадию Ива­новичу Майорову, что я играю на гармошке. Тот попросил брата привести меня к нему. Учителю понравилась моя игра. Аркадий Иванович решил познакомить меня с учителями и ученицами двухгодичной женской школы, в которой сам работал преподава­телем.
Я играл в школе русские песни «Ноченька», «Во саду ли, в огороде», вальсы «В минуту грусти», «Зимняя сказка», «На соп­ках Маньчжурии», «Осенние мечты», польки «Стрекоза», «Сла­вянка», танцы «Венгерка», «Чардаш». Мне много аплодировали. Преподаватели собрали деньги, купили мне подарки, угощали раз­личными сладостями. Одним из подарков был камертон. От этих двух стальных палочек я познал звук «ля». В школе я впервые услышал оперную музыку. Хор исполнил несколько отрывков из опер. Особенно понравилась мне ария Антониды из оперы Глинки «Иван Сусанин». Это первое прослушивание музыки в сольном и хоровом исполнении осталось в моей памяти на всю жизнь».
    После выступления в женской школе, в том же 1911 году, был организован и проведен. в местном кинотеатре первый открытый платный концерт Паницкого. Ваня Паницкий играл на хроматиче­ской двухрядной гармошке. В качестве аккомпаниатора с ним вы­ступил гармонист Александр Иванович Миронов.
    Концерт имел большой успех у общественности города Бала- кова. Вскоре состоялись еще два платных концерта, которые, про­шли с таким же успехом, как и первый.
    Серьезно заниматься музыкой Паницкому не пришлось. Тиски нужды все сильнее и сильнее сжимали семью отца, и с шестилет­него возраста юный музыкант стал работать по найму: играл в ре­сторанах и трактирах местных предпринимателей.
    По десять — двенадцать часов в день мальчик вместе со своим старшим братом играл в душных, прокуренных залах ресторанов! Часто приходилось играть в составе трио гармонистов. Третьим был учитель Вани — слепой гармонист Ф. Е. Хаяров.
    Помимо ресторанов, Ивану Яковлевичу со своим братом при­ходилось немало играть на платных домашних танцевальных ве­черах, которые начинались с 8—9 часов вечера и заканчивались в 5—6 часов утра. Так проходили детские годы Паницкого.
     В 1912 году в Баланов прибыли украинские артисты для поста­новки пьесы «Наталка-Полтавка». Как-то получилось, что они ока­зались без своего аккомпаниатора и начали искать местного му- зыканта-гармониста. Никто не решался взять на себя музыкаль­ное сопровождение этой пьесы. Дал согласие только маленький музыкант Ваня Паницкий. Он быстро, с .напева артистов, выучил все мелодии и прекрасно сопровождал на своей гармошке игру артистов. Участники спектакля были поражены абсолютным му­зыкальным слухом, феноменальной памятью и исключительными способностями мальчика.
    В 1916 году в Балаков приехала пианистка Бобылева, на вы­ступлении которой удалось побывать Ване Паницкому. Впечатли­тельный мальчик был потрясен игрой талантливой пианистки. Ему очень захотелось учиться у нее играть на рояле. И Ваня своего добился. Отец с помощью Бобылевой и учителей женской школы приобрел старенькое прямострунное пианино. Александра Василь­евна Бобылева с большой охотой занималась с талантливым маль­чиком, в течение двух лет давая ему уроки. Занятия прекратились лишь в 1918 году, когда Бобылева выехала в Саратов.
    Паницкий за эти два года прилично овладел игрой на фор­тепьяно.
    В первые годы Советской власти Иван Яковлевич находился в своем родном городе. Он восторженно слушал звуки новой на­рождающейся жизни. Все симпатии его были на стороне тех, кто отвоевывал свободную жизнь. Здесь, в Балакове, формировались боевые части легендарной дивизии Василия Ивановича Чапаева. Бойцы и командиры этих частей во главе с Чапаевым были той аудиторией, для которой И. Я. Паницкий не только с любовью играл все, что знал, но и создавал фантазии, композиции, новые произведения. До сих пор Иван Яковлевич с волнением вспоми­нает своего земляка, легендарного комдива Василия Ивановича Чапаева и его слова: «Погоди, Ваня, потерпи немножко. Кончится гражданская война, разобьем мы беляков, тогда я вернусь/обя­зательно отправлю тебя учиться».
   В 1921 году отец Ивана Яковлевича в поисках работы выехал со всей семьей в Саратов. Иван Яковлевич обратился с просьбой направить его на работу. Специальная комиссия работников ис­кусств, в которой участвовали профессор Саратовской консерва­тории JI. М. Рудольф, и другие профессиональные музыканты, устроила Паницкому прослушивание для установления исполни­тельской категории. Вся комиссия была очарована исполнением и репертуаром молодого солиста. Ивану Яковлевичу была установ­лена первая исполнительская категория.
   В эти годы стали распространяться инструментальные трио в составе скрипки, виолончели и фортепьяно. Иван Яковлевич задался цельщ изучить скрипку. Вначале он занимался самостоятельно, а затем под руководством профессора Саратовской консер­ватории Б. А. Богатырева. Скрипка завлекла Паницкого своей за­душевной певучестью, мелодичностью.
  В 1925 году Паницкий поступает в Саратовское музыкальное училище по классу скрипки, -выдержав вступительный экзамен с оценкой «отлично». Окончить училище ему не пришлось из-за профессионального
заболевания правой руки. Занятия в училище под руководством опытного педагога Г. .К. Ершова значительно расширили музыкальный  кругозор Паницкого.
   В 1926 году в Саратове был. организован конкурс гармонистов, привлекший внимание всей, общественности города. На конкурс съехались талантливые гармонисты, и ;баянисты не только Сара­това и Саратовской области, но и других областей и городов..
   Иван Яковлевич исполнил на’ своей хроматической гармошке «Жаворонка» Глинки, «Чардаш» Монти, «Мазурку» Венявского, вариации на русские народные ‘ песни «Светит месяц» и «Коробочка». Своей игрой Паницкий покорил всех членов• жюри и за­нял первое место на конкурсе. Ему были вручены золотой жетон и удостоверение лауреата первой степени.
   Во время конкурса Иван Яковлевич познакомился-со, многими баянистами, слышал их «игру. Он решил’сам научиться играть на баяне и очень скоро овладел»этим инструментом. 
   В 1929 году в Саратове организовался театр малых’ форм, куда И. Я. Паницкого пригласили в качестве баяниста. Музыкальным оформителем пьес , в’этом театре был молодой композитор Яков Солодуха, под руководством которого и начал свою работу Иван Яковлевич. За два года работы в театре : Иван ‘Яковлевич в совер­шенстве изучил баян и подготовился к сольным выступлениям.
   С 1932 по 1944 год, наряду с исполнительской деятельностью в театре, в радиокомитете и в различных концертных бригадах, Паницкий работал преподавателем музыкального училища. С это­го периода начинается его наиболее яркая творческая музыкальная деятельность. Им созданы оригинальные полифонические обработ­ки для баяна различных музыкальных произведений. Среди этих обработок наибольшим успехом пользуются «Жаворонок» Глинки, вальс «Радость любви» Крейслера, «Полонез» Огинского, вальс «В лесу прифронтовом» Блантера, русские народные песни «Полосынькц», .«Во саду ли, в огороде», «Ноченька», «Ой да ты, кали­нушка», «Ах вы, дружки», «Уж как по мосту-мосточку», «Тройка почтовая», оригинальная собственная фантазия «Проводы ново­бранцев», различные старинные вальсы и многие другие произве­дения. В репертуарном списке И. Я. Паницкого значится более ста различных народных песен в его обработке, а также произве­дения русских, западных классиков и советских композиторов.
   За 35 лет исполнительской деятельности И. Я. Паницкий дал в разных городах и селах Советского Союза более трех тысяч концертов. Все его выступления проходили с неизменным успехом и вызывали восторженный отзыв у слушателей.
   Так, в астраханской газете «Волга» после концерта Паницкого появилась следующая статья:
«…Трудно передать словами, сколько наслаждения доставляют каждому, кто их слышал, выступления И. Я. Паницкого. Его неиз­менный спутник и друг — баян в руках музыка.нта-самородка зеу-. чит так, что временами кажется, будто играет симфонический ор­кестр. «Жаворонок» Глинки, «Соловей» Алябьева, произведения Чайковского, Римского-Корсакова, Аренского, русские народные песни, музыкальные картинки «Проводы новобранцев», «Утро в деревне» и многое-многое другое — все, что вдохновенно и вирту­озно играет Паницкий, захватывает слушателей и вызывает у них желание слушать Ивана Яковлевича еще и еще…»
   Иван Яковлевич является лауреатом ряда республиканских конкурсов исполнителей на народных инструментах. В 1939 году в Москве на Всесоюзном смотре исполнителей на народных инст­рументах ему была присуждена первая премия и вручен диплом лауреата первой степени. В 1944 году в Свердловске, на республи­канском конкурсе концертных исполнителей, ему также был вручен диплом лауреата.
   В 1951 году в Москве в дни декады мастеров искусства города Саратова И. Я. Паницкий занимал одно из видных мест среди со­листов. Он с большим успехом выступил в Московской государ­ственной консерватории имени Чайковского, в концертном зале имени Чайковского и во многих дворцах культуры и клубах города Москвы.
11 марта 1951 года в Малом зале Московской государственной консерватории состоялся концерт двух выдающихся исполните­лей на народных инструментах — Й. Я. Паницкого и солиста Ле­нинградской филармонии балалаечника П. И. Нечепоренко.
   Концертный зал был переполнен. Иван Яковлевич Паницкий был встречен публикой тепло и радушно. Присутствующие на кон­церте услышали чудесную и близкую сердцу советского человека, музыку. Временами баян в руках замечательного исполнителя по характеру звучания становился неузнаваемым. Баянист достигал такого тончайшего пианиссимо и благородного звучания, что, ка­залось, играют не на баяне, а на скрипке.
     Обширная концертная программа, исполненная И. Я. Паницким, состояла главным образом из его обработок русских народ­ных песен, а также из произведений Бородина, Чайковского, Рим­ского-Корсакова, Рубцова, Дворжака, Крейслера и других компо­зиторов, Исключительно красочно, образно прозвучал в исполне­нии И. Я. Паницкого «Хор поселян» из оперы «Князь Игорь» Бо­родина. Это было поистине хоральное органное звучание.
    Сильнейшее впечатление произвел на слушателей вальс «В ле­су прифронтовом» Блантера в обработке И. Я. Паницкого. Талант­ливый исполнитель создал яркую музыкальную картину, раскрыл глубокое содержание этого, казалось бы, не программного произ­ведения.
   Игра Паницкого захватила слушателей, его долго не отпуска­ли со сцены, бисировали почти каждый номер.
15 апреля 1951 года в газете «Советское искусство» появилась статья Ю. Бружеса «Выдающиеся исполнители».
«…Глубоко волнует игра слепого баяниста И. Паницкого. Ли­шенная каких бы то ни было внешних эффектов, она оставляет незабываемое впечатление. При исполнении каждого произведе­ния он находит новые необычные, но всегда убедительные краски. Часто он играет ритмически очень свободно (русские народные песни «Ой да ты, калинушка», «Полосынька», обработка «Жаво­ронка» М. И. Глинки), стремясь подчеркнуть этим выразитель­ность мелодии. Обработку песни «Во саду ли, в огороде» он, на­против, исполнил ритмически четко и собранно. Глубокое чувство вложил Паницкий в обработку песни Блантера «В лесу прифрон­товом», выразительный образ создал в «Славянском танце» Двор­жака, а играя «Полет шмеля» Римского-Корсакова, показал вир­туозную технику. Ряд произведений И. Паницкий исполнял в соб­ственных обработках. Радуют высокая художественность этих обработок и мастерство исполнения, где широко используются возможности инструмента…»
   Высокое исполнительское мастерство И. Я. Паницкого подтвер­ждает еще один интересный факт из его биографии. 20 января 1952 года в концертном зале Саратовской филармонии состоялось необычное выступление Ивана Яковлевича, исполнившего концерт в трех частях для баяна с симфоническим оркестром, написанный советским композиторам Н. Я. Чайкиным. Паницкий вновь рас­крыл перед слушателями концертный баян как инструмент, обла­дающий исключительными виртуозными, техническими и худо­жественными возможностями. Он извлек из своего баяна звуки, неожиданные по блеску и глубине, по силе, нежности и богатству красок. Баян превосходно сочетался с большим симфоническим оркестром. Его задушевные звуки слились воедино с общим мно­гокрасочным звучанием оркестра.
  В последующие годы И. Паницкий не раз исполнял этот кон­церт в Саратове и в других городах.
   В январе 1957 года общественность Саратова широко отметила 50-летие со дня рождения Ивана Яковлевича Паницкого и 35-ле­тие его творческой исполнительской деятельности. В многочислен­ных приветственных адресах/ письмах, телеграммах и подарках, поступивших в адрес юбиляра, была выражена большая любовь и горячая признательность широких кругов слушателей.
«…Мы очень высоко ценим Ваше передовое, человечное, под­линно народное искусство. Как у каждого большого художника, оно глубоко и многогранно. Его истоки — вся великая музыкаль­ная культура русского народа от простых, но проникновенно прекрасных русских народных песен до Шедевров Глинки и Чайков­ского. И все это огромное духовное богатство Вы, дорогой Иван Яковлевич, щедрой рукой высоко талантливого артиста отдаете всем нам —Вашим благодарным слушателям, многочисленным ценителям и поклонникам Вашего замечательного мастерства…»,— писали в своем адресе сотрудники одного учреждения.
   Командование войск Приволжского военного округа в своем приветствии выразило сердечную благодарность за большую культурно-шефскую работу, которую вел Иван Яковлевич Паниц­кий в воинских частях.
«…Военнослужащие Приволжского военного округа горячо це­нят Ваш большой талант советского артиста, благодарят Вас за участие в военно-шефской работе по культурному обслуживанию личного состава частей и училищ Приволжского военного округа. Вы своим трудом снискали любовь и уважение среди солдат, сер­жантов и курсантов военных училищ Приволжского военного округа, оказывая этим самым большую помощь в воспитании вои­нов— защитников нашей социалистической Родины. Желаем Вам здоровья, долгих лет счастливой жизни и творческих успехов».
   Президиум Верховного Совета РСФСР высоко оценил труды замечательного музыканта Ивана Яковлевича Паницкого, при­своив ему за выдающиеся заслуги в области исполнительской и общественной музыкальной деятельности почетное звание заслу­женного артиста РСФСР.
*
   В лице Ивана Яковлевича Паницкого советская обществен­ность и. советское искусство имеют не только выдающегося музыканта-исполнителя, чье имя стало широко популярным, но и ак­тивного общественного музыкального деятеля, талантливого педагога-воспитателя, пропагандиста замечательного русского народ­ного музыкального искусства.
   Иван Яковлевич Паницкий и его супруга Прасковья Ивановна всегда сердечно принимают многочисленных местных и приезжаю­щих издалека любителей игры на баяне, уделяют им много вре­мени и внимания. Иван Яковлевич знакомит их со своей музыкой, делится нотным материалом.
   Композитор Исаак Осипович Дунаевский, посетивший Ивана Яковлевича и прослушавший в его исполнении несколько обрабо­ток народных и других музыкальных произведений, выразил свое восхищение следующими словами:
«Скажу без преувеличения, я готов слушать без конца Вашу поэтическую игру. После встречи с Вами баян для меня стал от­крытием».
   Жизнь и творчество Ивана Яковлевича Паницкого — слепого музыканта, прошедшего путь от забитого нуждой, полуголодного мальчика, игравшего в трактире на гармошке, до исполнителя вы­сокого класса, солиста филармонии, заслуженного артиста респуб­лики,— яркий пример заботы Коммунистической партии и Совет­ского правительства о всемерном развитии народных талантов, о приобщении к высотам искусства самых широких народных масс.
А. Лачинов

«Чарующая песнь его баяна» автор В. Галактионов

«Баянист Иван Паницкий» авторы М. Быстряков, Л. Хорошайлова

Фото из семейного архива Ивана Паницкого

[easymedia-gallery med=»7368″ filter=»1″]

[easy-mediagallery cat=»48″ filter=»1″]

Перейти на страницу: «Нотные сборники Ивана Паницкого»